воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Как задавить детскую креативность?

Вот ведь парадокс: казалось бы, с каждым годом ребенок должен становиться все более развитым, его способности — раскрываться и расширяться… По крайней мере именно этого мы от него ждем, и именно на это направлена вся существующая система воспитания. Так и происходит, если говорить о физическом или интеллектуальном развитии ребенка — о тех сферах, которым традиционно уделяется больше всего внимания. Но что происходит с творческими способностями? Как это ни прискорбно, они сокращаются с каждым годом. КУДА ЖЕ УХОДИТ КРЕАТИВНОСТЬ? Да никуда — она не исчезает, а прячется в темный чулан и практически не используется, зарастая пылью и паутиной. На наше счастье, ее оттуда можно вытащить и вновь начать применять. Почему уровень креативности снижается? Потому что творчество — это всегда отступление от шаблона, выход за рамки. А бытующая система воспитания направлена на то, чтобы ребенка в рамки вписать и в них удерживать. Противоречие «общество — индивидуальность» неизбежно, потому что у них разнонаправленные цели. Общество стремится унифицировать личность, сделать всех одинаковыми — так оно эффективнее всего функционирует. А личность стремится к развитию своей индивидуальности, реализации природных способностей. ЧТО ЖЕ ТОГДА ПРОИСХОДИТ? Теряя креативность, мы теряем удовольствие от жизни, радость от самого процесса существования. Ребенок может обрадоваться любой повседневной мелочи, а нам нужен официальный повод для радости: «О, вечеринка! Так, быстро все начинаем улыбаться и веселиться…» Любая трудность может выбить из колеи, тогда как для креативного человека не может быть безвыходных ситуаций. Он всегда найдет оригинальное решение. Как в анекдоте про Штирлица: «Гестапо перекрыло все выходы, но Штирлиц ушел через вход». Поэтому творческий человек более успешен, причем во всех сферах жизни. Он менее подвержен стрессам, его эмоциональное состояние и физическое самочувствие достаточно стабильны. Творческий человек креативен во всем. Это отличает креативность от таких узкоспецифических способностей, как абсолютный музыкальный слух, умение перемножать в уме пятизначные числа… Если последние являются достоянием немногих счастливчиков, то креативность есть у всех без исключения. Ведь можно быть творческим в повседневной жизни — в готовке, отношениях, оформлении дома, одежде… Обретая вновь способность к творчеству, счищая с нее пыль, мы становимся более успешными и эффективными, начинаем получать больше удовольствия и радости… Но конечно, проще сохранять изначально данную нам креативность, чем уже во взрослости пытаться ее реанимировать и вывести из летаргического сна…
«Вредные советы» для родителей

1. Чаще сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
2. Подчеркивайте, что они-то лучше, тогда как ваш ребенок до них явно не дотягивает. Особенно хорошо ставить в пример его друзей. Таким образом вы одним выстрелом убьете сразу несколько отборных зайцев: разовьете у ребенка чувство неполноценности; задавите проявления его индивидуальности; заставите подражать кому-то, а не следовать за собой; разрушите дружбу.
3. Чаще критикуйте ребенка и его творчество. Внимательно просмотрите нарисованные им картинки, поделки и не премините сказать: «Ну кто так рисует...

Продолжение...

Комментариев нет: